§ 29. Автоматическая и полуавтоматическая сварка труб под слоем флюса

Наиболее современный вид сварки — автоматическая сварка электрической дугой, горящей под слоем флюса.  Внедрение   автоматической   сварки   под   слоем флюса обеспечивает высокое качество сварных швов и в значительной степени увеличивает производительность труда по сравнению с ручной   дуговой   сваркой.

Автоматическую сварку труб производят сварочным автоматом, который подает электродную проволоку к дуге и одновременно сам передвигается с заданной скоростью вдоль свариваемого шва, перемещая электрод по свариваемому стыку. Такой автомат называется сварочным трактором. Наиболее удобны для сварки труб переносные сварочные тракторы ТС-17МУ, ТС-32, СТ-3, АДС-500 и др.

Рис. 60. Схема процесса автоматической сварки   под   слоем флюса:

1 — электрод,   2 — расплавленный   флюс,   3 — слой   флюса,   4 — ванна   расплавленного  металла,  5 — металл трубы

Сущность процесса автоматической сварки под слоем флюса (рис. 60) заключается в следующем. Сварочная дуга между концом электрода 1 — голой сварочной проволоки, подаваемой к месту сварки, — и свариваемым металлом 5 (трубы) горит под слоем сыпучей смеси определенного состава, называемой флюсом 3. Флюс из бункера насыпается впереди дуги в разделку шва. В месте сварки плавятся электрод, металл трубы и часть флюса. Расплавленный металл электрода и металл трубы сплавляются вместе, образуя ванну 4 расплавленного металла сварного шва.

Расплавленный флюс отделяется от жидкого металла, образуя на поверхности шва плотный слой, который защищает металл от контакта с воздухом. Основное количество флюса остается на поверхности в виде сыпуч чей массы, препятствующей быстрому охлаждению шва, Неиспользованный флюс отсасывается в бункер,