§ 36. Соединение труб на фланцах

Безрезьбовые стальные трубы можно соединять на приваренных к ним фланцах с помощью болтов, которые вставляют в отверстия фланцев. При навинчивании гаек на болты фланцы не должны давать перекоса, поэтому гайки рекомендуется навинчивать не в порядке расположения болтов по окружности,   а одну против другой.

Уплотнительным материалом между фланцами служат прокладки.   Для трубопровода,    предназначенного для холодной или горячей воды (до 100° С), прокладки изготовляют из тряпичного    картона    толщиной 3 мм, 1 Вырезанные    картонные прокладки   смачивают   водой  I и высушивают, чтобы лучше впитывалась олифа,  а затем пропитывают горячей олифой в течение 20—30 мин.

Для трубопровода, предназначенного для теплоносителя температурой до 450° С и давлением до 5 МПа, прокладки изготовляют из паронита. В паропроводах давлением  пара до 0,15 МПа для прокладок применяют асбестовый картон толщиной 3—6 мм. Асбестовый картон должен быть плотным   и гибким; при сгибании картона под углом 90° вокруг цилиндра диаметром 100 мм  он не должен ломаться. Асбестовые   прокладки смазывают составом из графита, замешанного на натуральной У олифе.

Между фланцами располагают одну прокладку. Чтобы прокладка не упиралась наружной кромкой в болты, а внутренней не закрывала отверстия трубы, наружный  диаметр ее не должен доходить до болтов, а внутренний — до края трубы на 2—3 мм.

Фланцы соединяют болтами таким образом,    чтобы  головки   всех   болтов   помещались   на   одной   стороне соединения. Концы болтов не должны выступать из гаек больше чем на 0,5 диаметра болта. Болты свинчивают простым или разводным гаечным ключом.

Разбирают фланцевые соединения следующим образом. Сначала гаечными или трубными ключами последовательно развинчивают гайки и вынимают болты. Если болты заржавели и свободно не вынимаются, их выколачивают молотком по деревянной подкладке, поставленной на конец болта, чтобы не повредить резьбу. Негодную прокладку срубают зубилом. При разборке фланцев  необходимо соблюдать меры предосторожности, чтобы освобожденная   деталь не упала на ноги работающего.